РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ 21 ВЕКА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Тарасевич Лариса Васильевна

учитель английского языка

Абанская СОШ№ 3

поселок Абан

 

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье будет дана характеристика и преимущества внеклассного чтения на английском языке, а также приведены примеры успешной практики по внедрению внеклассного чтения на уроках английского языка в средней школе.

Чтение – это способность понимать и размышлять над  письменным текстом, использовать этот текст для открытия новой информации. Чтение необходимо для развития и участия в жизни общества.

В процессе обучения иностранному языку мы используем тексты учебников, стоит заметить, что из учебников исчезли тексты художественной литературы, некоторые тексты не вызывают интереса у учащихся, учащимся с боле продвинутым уровнем требуется дополнительная литература. Понемногу я стала использовать дополнительную художественную литературу, по большей мере адаптированную,  разноуровневую Graded readers , а также аутентичные тексты.

Разнообразные формы организации обучению чтению в моей практике позволило мне принять участие в международной конференции по внеклассному чтению на английском языке в Токио в августе 2017г. 

Цель внеклассного чтения – вовлечь учащихся в процесс чтения на английском языке для удовольствия. Характеристики внеклассного чтения:

- чтение индивидуально и про себя

- выбор материала для чтения только за учеником

- материал для чтения должен соответствовать уровню ученика

- читать как можно больше

- роль учителя – быть примером для ученика, осуществлять роль собеседника, советника.

Первыми шагами вовлечения учащихся к внеклассному чтению может стать чтение книги «про себя» Silent reading в классе. На уроке один два раза в неделю выделите 10-15 минут на такое чтение, пусть ребята выберут ту книжку, которая им приглянулась, возможно, именно ее они захотят взять домой дочитать. Такой вид чтения способствует расширению словарного запаса и, самое главное, развитию уверенности в чтении. Чтение книг дома.

Учащиеся выбирают книгу для чтения дома, читают в своем темпе. При таком чтение очень важна обратная связь. Во время silent reading на уроке учитель может приглашать ребят и обсуждать его домашнюю книгу, отвечать на вопросы учеников. Периодически можно устраивать мини презентации прочитанных книг, по желанию учащиеся могут написать эссе или отзыв по книге. Один из привлекательных  моментов такого чтения это необязательность, чтение по желанию. Оно развивает уверенность в чтении на английском языке, а при правильно организованной учителем обратной связи повышает мотивацию.

Интересен опыт организации разновозрастных групп по чтению, когда участвуют учащиеся старших классов в работе групп младших школьников или среднего звена. Старшеклассники рассказывают о прочитанной книге младшим ученикам. Польза здесь как для старшеклассников, которые не просто показывают пример для чтения, но и практикуют речевые навыки. Для младших школьников такая практика является мощным стимулом повышения мотивации к чтению и изучению английского языка.

Для повышения роли чтения в феврале 2016 года мной был организован всемирный Марафон чтения, который проходил в рамках всемирного дня чтения вслух,  16 февраля. Каждую встречу ребята знакомились со школьниками разных стран, учителями, которые рассказывали о своих любимых книгах, отвечали на вопросы. Одним из важных моментов марафона чтения является патриотическая направленность мероприятия, так как при всех встречах мои учащиеся читали только русские произведения на английском языке.

Современные интернет технологии помогают нам создать учебное пространство «без стен». Ведь благодаря Skype учащиеся имеют возможность встретиться не только со своими сверстниками из разных стран, но и взять интервью с писателями книг, которые они прочитали.  Гостем на уроке может стать не только писатель, но и любой учитель английского языка, либо носитель языка из вашего круга друзей. У меня такие встречи называются Тайный гость Mystery guest reader.  

В чем же преимущества внеклассного чтения? Из результатов исследований и наблюдений ученых (Richard Day, Rob Waring, Paul Nation и др. http://www.erfoundation.org/bib/biblio2.php ) , можно отметить, что внеклассное чтение имеет огромное положительное влияние на развитие ученика: развивает самостоятельность ученика, так читать можно в любое время, в любом месте, и ученик определяет для себя рамки; способствует развитию смыслового чтения; способствует развитию других языковых навыков, таких как письмо, говорение; расширяет кругозор. Внеклассное чтение способствует развитию критического мышления, творчества, коммуникативных навыков и умениям работать в команде. Это и есть навыки, необходимые для учащегося 21 века, чтобы быть конкурентоспособным.

 

Формы организации, предполагающие международное сотрудничество,  способствуют воспитанию гражданской идентичности и глобальной компетенции. 

4 Всемирный конгресс по внеклассному чтению в Токио.

Выступление на конференции в США, август 2017. RU World ready?

От творческой идеи учителя к  современному образовательному пространству

Одна идея может изменить не только учебное занятие, сделав его нетрадиционным, но и привести к совершенно новой системе работы учителя.

Творческие идеи, которые движут моей педагогической деятельностью,  позволили стать одним из первых в России учителем, признанным сертифицированным Глобальным педагогом (Global Educator) международной организацией National Geographic (январь 2017г).

 

Образовательная среда, которую я стараюсь создать для учащихся, может быть охарактеризована как открытая.  Используются международные проекты творческие, исследовательские, с использованием технологии STEM

Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам предполагает:объективное оценивание учащимися своих учебных достижений; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; учёт мнения окружающих при самооценивании;оценивание своего вклада при выполнении группового задания

Одной из методик формирующего оценивания является критериальноесамооценивание - «Рубрики».

Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень выполнения работы и выбрать пути совершенствования.

Критерии оценивания даны в каждой диагностической работе, иногда некоторые рубрики дополняются с целью дать детям более детальное содержание. Т.е содержание монолога разбивается на более детальные разделы, по которым ученики составляют свои монологи. При выступлении на уроке учащиеся могут использовать критерии как план высказывания, что позволяет удержать все пункты в своем монологе.

Именно критериальное самооценивание даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему?

8 апреля 2017 года состоялась I Международная научно-практическая онлайн-конференция «Обучение английскому языку в российских школах: проблемы и решения». Конференция была приурочена к юбилею К. И. Кауфман, автора учебников "Английский язык" серии "Happy English.ru".
В онлайн-конференции с очными выступлениями приняли участие учителя английского языка и специалисты в области методики обучения иностранным языкам из 8 регионов РФ, а также лекторы из Германии и Канады. За 4 часа прямой трансляции были рассмотрены такие темы как: «Непрерывное образование – требование жизни и закона развития», «Эффективный школьный учебник английского языка: принципы и практика», «Формирование гражданской идентичности и воспитания школьников в обучении английскому языку», «Выбор опорного курса английского языка для репетиторских занятий», «УМК "Happy English.ru" как средство развития одаренности школьников», «Обучение грамматике с помощью игр: из опыта работы. Игры в УМК "Happy English.ru"», «Методика работы с авторскими песнями к УМК "Happy English.ru”», «Подготовка школьников к межкультурному общению: проблемы и перспективы», «Bridging the linguistic and cultural divide», «Международные проекты – самая современная и эффективная форма организации внеурочной деятельности по английскому языку», «Мониторинг сформированности метапредметных умений на занятиях английским языком», «Дополнительное образование и внеурочная деятельность по английскому языку», «Научно-исследовательская деятельность школьников: интересно и продуктивно». 
Заочно в конференции приняли участие учителя английского языка и преподаватели вузов из 22 регионов РФ. Одобренные Оргкомитетом статьи будут опубликованы в журнале АЯШ до конца 2017 года.
Все спикеры получили сертификаты, подтверждающие их выступление. 
Материалы конференции размещены на сайте - https://www.englishteachers.ru/forum/index.p

VII Всероссийская научно-методическая конференция 26.02.15г . Педагогическая мастерская «Международные проекты как способ достижения образовательных результатов»

Международная научно – практическая конференция «Современные тенденции в языковом образовании» Челябинский педагогический университет, презентация  международных проектов KIDLINK 5.02.14.